|
Вокально-хоровая культура
средневековья.
Тема
1.Введение.
С падением в 476 году Западной
Римской империи и образованием на её территории ряда «варварских» королевств
наступает новый период в истории человечества. Условно его называют средними
веками. Это период утверждения, расцвета и разложения феодализма. Восточная
(Византийская) империя, отделившаяся от Западной в 395 году, охватила восточную
половину Средиземноморья, включая Балканы, Египет, Малую Азию. В её составе
сохранились такие культурные центры, как Афины в Греции, Александрия в Египте.К
ним присоединились новые крупные города и прежде всего Константинополь,
основанный императором Константином на месте Византии - греческой колонии на
берегах пролива Босфор. Ещё в 330 году сюда была перенесена из Рима столица
всей ещё не разделенной тогда Римской империи. Константинополь (Царьград, как
его в старину называли русские) сохранил значение столицы и в Византийском
государстве. Пережив несколько периодов упадка и подъема, Византийское
государство постепенно сократилось в своих границах и в середине XV века перестало
существовать. Турки захватили Константинополь и сделали его столицей Османской
империи. На все западные
"варварские" королевства распространяла свою духовную власть
католическая церковь с папским престолом в Риме. В Византии утвердилась
православная церковь с четырьмя патриархами в разных центрах империи.Внутри
каждой церкви возникали то одни,то другие оппозиционные течения,выражавшие в религиозной
оболочке брожение и социальный протест.Эти течения объявлялись ересью и
подвергались жестокому гонению.
Церковь подчинила своему влиянию все области
духовной жизни,культуру, образование, мораль.По отношению к музыке среди
проповедников не было единства. Одни, как Иоанн Златоуст, видели в ней
подражание пению ангелов на небесах, другие считали её прельщением дьявола. О
назначении церковного пения ясно и откровенно писал один из отцов христианской
церкви, Василий Кесарийский, или Великий (IV век):"Дух святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели
и что по склонности к удовольствию мы не радим о правом пути. Итак, что же
делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы с усладительным и
благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то. что есть
полезного в слове".
У ранних христиан в пении участвовала вся
община, а со времени Лаодикейского собора (364) петь в церкви было
разрешено только певцам-профессионалам. Тогда же и начали складываться
церковно-певческие школы в некоторых крупных монастырях. Вероятно, уже в этих
первых своеобразных центрах церковной образованности (V-VII век) сложились местные традиции церковного пения.
В дальнейшем католическая церковь настойчиво
стремилась привести принципы и формы своего искусства к регламентированному
единству, установив своего рода свод канонизированных напевов - так называемый
антифонарий, приписываемый папе Григорию I.
Скачать книгу (формат PDF, 505 kb) |