Курс
лекций по зарубежной хоровой литературе
Раздел 1
Вокально-хоровая культура
средневековья.
Тема
1.Введение.
С падением в 476 году Западной
Римской империи и образованием на её территории ряда «варварских» королевств
наступает новый период в истории человечества. Условно его называют средними
веками. Это период утверждения, расцвета и разложения феодализма. Восточная
(Византийская) империя, отделившаяся от Западной в 395 году, охватила восточную
половину Средиземноморья, включая Балканы, Египет, Малую Азию. В её составе
сохранились такие культурные центры, как Афины в Греции, Александрия в Египте.К
ним присоединились новые крупные города и прежде всего Константинополь,
основанный императором Константином на месте Византии - греческой колонии на
берегах пролива Босфор. Ещё в 330 году сюда была перенесена из Рима столица
всей ещё не разделенной тогда Римской империи. Константинополь (Царьград, как
его в старину называли русские) сохранил значение столицы и в Византийском
государстве. Пережив несколько периодов упадка и подъема, Византийское
государство постепенно сократилось в своих границах и в середине XV века перестало
существовать. Турки захватили Константинополь и сделали его столицей Османской
империи. На все западные
"варварские" королевства распространяла свою духовную власть
католическая церковь с папским престолом в Риме. В Византии утвердилась
православная церковь с четырьмя патриархами в разных центрах империи.Внутри
каждой церкви возникали то одни,то другие оппозиционные течения,выражавшие в религиозной
оболочке брожение и социальный протест.Эти течения объявлялись ересью и
подвергались жестокому гонению.
Церковь подчинила своему влиянию все области
духовной жизни,культуру, образование, мораль.По отношению к музыке среди
проповедников не было единства. Одни, как Иоанн Златоуст, видели в ней
подражание пению ангелов на небесах, другие считали её прельщением дьявола. О
назначении церковного пения ясно и откровенно писал один из отцов христианской
церкви, Василий Кесарийский, или Великий (IV век):"Дух святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели
и что по склонности к удовольствию мы не радим о правом пути. Итак, что же
делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы с усладительным и
благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то. что есть
полезного в слове".
У ранних христиан в пении участвовала вся
община, а со времени Лаодикейского собора (364) петь в церкви было
разрешено только певцам-профессионалам. Тогда же и начали складываться
церковно-певческие школы в некоторых крупных монастырях. Вероятно, уже в этих
первых своеобразных центрах церковной образованности (V-VII век) сложились местные традиции церковного пения.
В дальнейшем католическая церковь настойчиво
стремилась привести принципы и формы своего искусства к регламентированному
единству, установив своего рода свод канонизированных напевов - так называемый
антифонарий, приписываемый папе Григорию I.
Тема 2. Григорианский
хорал. Основные виды культового пения.
Григорий I был деятельным политиком с большой инициативой,
происходил из богатейшей семьи римских патрициев, получил хорошее богословское
образование, основал ряд монастырей, пробыл в Византии несколько лет, выполняя
функции папского нунция. Заботясь об укреплении власти римской церкви, о её
престиже и влиянии, он стремился использовать с этой целью также
"объединительную роль церковного искусства. Григорианский хорал и был
призван служить именно такой цели. Язык григорианских песнопений был латинским.
И в дальнейшем, когда латынь становилась "мертвым" языком, когда уже
и в Риме говорили и писали по- итальянски, вплоть до
нашего времени латынь
остается словесной основой католического богослужения. Так как ещё не было
точной нотации, мы имеем лишь приблизительное представление о григорианском
хорале в его первоначальном облике. В целом свод григорианских напевов очень
велик. После составления антифонария в VII веке он ещё многократно пополнялся новыми
текстами и мелодиями. В итоге круг григорианских песнопений включает все их
образцы для служб церковного календаря. Неизменными частями католической
мессы (христианского богослужения), которые складывались в течение многих
столетий (II-IV век) и образовали так называемый
Ординариум, стали Kyrie, Gloria,
Credо, Sanctus (Benedictus), Agnus Dei.
Было бы ошибочно полагать, что
распространение григорианского хорала повсеместно проходило просто и
безболезненно. Ведь хорал насаждался католической церковью на огромных
территориях с самым различным народонаселением, которому совсем нелегко было
его усваивать: чужой язык, непривычные мелодии, сложный распорядок
богослужений, необходимость запоминать тексты и напевы с чужого голоса издалека
прибывших певцов - все это осложняло процесс "григорианизации".
Возникали ранние антигригорианские тенденции - в ответ на жесткие требования
католического духовенства. Эта своеобразная оппозиция исходила из монастырских
церковно-певческих кругов и стала ощутимой уже в IX веке. Монастырский устойчивый уклад, сохранивший
некоторые стороны античной образованности,сделал монастыри очагами средневековой
культуры. Из монастырской среды появились и музыкальные деятели:монахи Ноткер
Заика (Бальбулус) и Тотилон - ранние представители антигригорианских
течений. Имя Ноткера Заики известно более всего благодаря созданию
им секвенций как особого вида духовных песнопений. Секвенция в понимании
того времени никак не совпадает с нашим обычным понимания этого термина.Когда в
церкви пели аллилуию, то для выражения ликования пользовались юбиляциями, то
есть колоратурным распеванием каждого слога, особенно последнего. Эти вокализы
были довольно сложны и требовали от певцов усилий для запоминания. Ноткер, по
всей видимости, начал с того, что подставлял новый текст к наиболее широким
распевам "Аллилуйя". Присутствие таких текстов превращало мелодию в
силлабическое (от греческого – силлабикос – слоговой) сочетание её же с новыми
словами - по звуку на слог. Подтекстовка получила название секвенций.
Секвенциям близки и так называемые тропы -
вставки в текст богослужения, разросшиеся из особых ладовых формул, ранее
добавлявшихся в конце или середине некоторых песнопений. Создание тропов,
связывается с именем Тотилона. Разрастаясь , тропы включали в себя новый
текст духовного содержания и мелодические добавления в напев хорала.Они
украшали напев сольным музыкальным узором. Так постепенно зарождалась
литургическая драма.
Светская музыка решительно осуждалась как
языческая и богопротивная.
Но в недрах феодального
строя,даже при таком главенстве церкви,действовали не только силы разрушения,
застоя,но и факторы поступательного развития музыкального искусства (песни,гимны).Средневековые
города становились очагами светского музыцирования.На пирах часто хоры
распевали величальные песни,нередко антифонно(этот прием заимствован с
Востока). Нередко при дворе исполнялась и духовная музыка. Основные виды культового
пения - тропари (с X века - стихиры) - музыкально-поэтические
импровизации на библейские сюжеты.
Гимны - хвалебные
песни (их разновидность - кондакты). Все эти жанры получили свое
развитие в Византии.Новый этап византийского гимнотворчества связан с именами Андрея
Критского и Иоанна Дамаскина.Андрей Критский - создатель нового
гимнического жанра - канона (не в современном понятии).Это была сложная
гимническая композиция,состоявшая. как и кондакт,из нескольких частей.Одним из
лучших гимнистов был Иоанн Дамаскин.Он создал свод гимнов - "Октоих», состоявший
из 8 ладов-гласов
К IX-X векам относится
раннее многоголосие: органум
(параллельное движение квартами и квинтами), гимель (параллельное
движение в терцию), фобурдон (параллельное движение секстаккордами).
Возникли и промежуточные формы на сочетании
разных структур. Новые формы повлияли на появление новой системы обозначений:
сначала невмы (от греческого «намёк») - знаки в виде палочек,черточек,крюков, во
второй четверти XI века появляется нотация на линейках - Гвидо из
Ареццо (Гвидо Аретинский)-итальянский
музыкант, теоретик-провел 4 линии и разместил невмы на них и между ними,
установив таким образом не относительную, а точную высоту звука).С XII века
появляется мензуральная система (единая мера-menzura), точно фиксировавшая ритмическое достоинство
каждого звука).
ТЕРМИНЫ по жанрам культовой музыки:
хорал - от позднелатинского: хоровое пение(cantus choralis),род религиозных песнопений на латинском языке в
католической церкви (Григорианский) или на родном языке ( например,
Протестанский в Германии);
месса - от позднелатинского missа:католическая
литургия (обедня),многоголосное циклическое хоровое произведение,развившееся из
песнопений григорианского хорала;
мотет - от французского mot (слово): жанр вокальной многоголосной музыки
(первоначально, во
Франции XII-XIV века) мотет соединял в
одновременном звучании несколько ( от 2-3, иногда 4) голосов самостоятельных
мелодий с различным текстом; обычно в мотете сочетались церковные песнопения на
латинском языке и любовные или шуточные
песни на разговорном французском;
секвенция (средневековая) - от
латинского следование (sequentia), церковные песнопения,возникшие в IX веке из юбиляций,
распевавшихся при слове "аллилуия" в григорианском хорале;
юбиляция - от латинского ликование (jubilation): в культовом пении орнаментальные импровизации
религиозно-восторженного характера, распевавшиеся при исполнении григорианского
хорала на последнем слоге слова "аллилуия".Для облегчения запоминания
юбиляций, исполнявшихся без слов, монах Ноткер присоединил текст, проставленный
под каждую ноту (отсюда возникла секвенция). В юбиляции нашли отражение
народные элементы, проникавшие в григорианский хорал вопреки католическим
догмам.
ТЕРМИНЫ
по жанрам светской музыки:
баллада - от латинского танцую (ballo): ведет своё происхождение от плясовых песен с
хором, и переодичность и повторность в её структуре связаны с чередованием
пения соло и хора, культивировалась трубадурами ( во Франции странствующий
поэт-певец,мог быть сеньором. рыцарем); позднее у западно-европейских народов
представляла из себя песню повествовательного, сюжетного склада.
альба - от французского (утренняя заря, рассвет): песня рисует расставание
влюбленных утром, после тайного свидания;музыкально-поэтический жанр трубадуров
(поэт-певец) и труверов (поэт-музыкант);
пастурель - от французского (пастушка): средневековая провансальская и французская
песня,имеющая танцевальный характер;
сирвента - от французского (мужская): означала нелирическую песню, исполняемую от
лица рыцаря, воина, мужественного трубадура; она могла быть сатирической,
обличительной, направленной на целое сословие, на определенных современников
или события (самостоятельного облика сирвента не приобрела).
лауда - от итальянского (хвалю): лирический гимн духовно-назидательного
характера на популярную мелодию,лауда могла быть одноголосной и многоголосной
(получила распространиние в Италии в XIII-XIV веке), распевалась в быту, на собраниях и т.д.
Скачать книгу (формат PDF, 505 kb)
Источник: |