ТМК
Поиск


Главная » 2012 » Декабрь » 20
Выдержка из статьи Кирилла Мошкова, "Девятый «Джаз по-ростовски»: впечатления и открытия", главного редактора журнала «Джаз.Ру».

 ..."Меня пригласили посмотреть фестиваль «Джаз по-ростовски», проводившийся в девятый раз. Причём в этом году он проводился с особым размахом: три концерта — один в Азове, другой в Таганроге (эти города находятся неподалёку от Ростова, на побережье Азовского моря) и третий собственно в Ростове-на-Дону. Сама формула фестиваля, представляющего в первую очередь джазовых музыкантов из Ростова (или начинавших свою джазовую жизнь в Ростове, а теперь работающих в Москве или где-то за границей), обещала возможность сразу увидеть много региональных джазменов. Так не всегда случается на региональных фестивалях: зачастую фестивальная сцена отдаётся приезжим звёздам, а местных на сцену пускают — раз-два и обчёлся, в лучшем случае дадут поиграть с заезжими знаменитостями на ночном джеме. А программа «Джаза по-ростовски» обещала обильное знакомство с нынешним состоянием ростовской сцены, что свидетельствовало: сцена достаточно богата талантами, ими есть возможность заполнить програму целого фестиваля.

Сразу скажу: знакомство в целом удалось. Но начну по порядку.

 

Первый концерт, который мне предстояло увидеть, проходил в Таганроге. Город этот в программе фестиваля оказался не случайно. В октябре 2012 отмечалось 90-летие российского джаза, отсчитываемое от самого первого документированного джазового концерта в Москве — а провёл его танцор и поэт Валентин Парнах, уроженец Таганрога. В связи с 90-летием первого концерта его «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра — джаз-банда Валентина Парнаха» на доме, где жила его семья и где он родился, город открыл мемориальную доску. Доску открывало местное руководство совместно с человеком из Ростова, который придумал фестиваль «Джаз по-ростовски» и проводит его уже девять лет — Рафаилем Туишевым. Собралось несколько десятков человек, были телекамеры, то есть открытие доски явно стало событием для Таганрога. Был и неутомимый популяризатор имени Парнаха — кинорежиссёр Михаил Басов, который полтора года назад создал документальный фильм «Валентин Парнах. Не здесь и не теперь», впервые подробно рассказывающий о жизни первопроходца российского джаза. В фильме речь идёт в том числе и о детстве будущего поэта в скромном доме бывшей аптеки, которой владел отец Парнаха и его сестёр — поэтесс Софьи Парнок и Елизаветы Тараховской, каждая из которых тоже сыграла определённую роль в российской культуре (С.Парнок считается одной из самых заметных поэтесс «серебряного века», Е.Тараховская — сестра-близнец Валентина, пережившая его более чем на полтора десятилетия — писала и переводила стихи для детей). Теперь все три отпрыска почтенного таганрогского аптекаря наконец-то увековечены на памятной доске на стене того самого дома, где они росли (Александровская, 62).

Вечером в зале таганрогского Дома культуры «Фестивальный» состоялся концерт «Джаза по-ростовски». Давайте сразу договоримся, что я в рамках этого повествования не стану рассказывать о выступлениях коллективов, прослушивание которых ничего не убавляет и не прибавляет к картине ростовской джазовой сцены и к эстетическим результатам фестиваля (разве что без этого прослушивания эстетические результаты могли бы быть ещё лучше). Поэтому часть номеров программы фестиваля я здесь просто не упоминаю, а вот то, чему радовался слух и/или сердце, упоминаю обязательно.


Биг-бэнд Таганрогского музыкального колледжа п/у Владимира Фомичёва

Порадовал сердце биг-бэнд Таганрогского музыкального колледжа под руководством заведующего отделением эстрадно-джазовой музыки заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, ветерана донского джаза Владимира Фомичёва (это всё звания и регалии из официальных документов фестиваля, поэтому я считаю нужным тут их тоже привести). Биг-бэнд вполне на уровне, и, к сожалению, с общими почти для всех российских оркестров поблемами: в секциях труб и тромбонов мало молодёжи, играют преподаватели. Говорят, во многих российских учебных заведениях радуются, если удаётся принять на новый курс хотя бы одного хорошего молодого тромбониста или трубача. Видно, что Таганрог эта проблема не обошла. А корни её предельно ясны: куда делись почти все самодеятельные духовые оркестры, без которых ещё 20 лет назад не обходился ни один уличный праздник? А раз таких оркестров почти не стало, откуда же к 15-17-летнему возрасту поступления в училище возьмутся умеющие хорошо играть трубачи и тромбонисты? То-то и оно. Тем не менее, как минимум один играющий молодой тромбонист в оркестре обнаружился. И ещё одна позитивная тенденция: на двух саксофонах, на фортепиано и даже на бас-гитаре в биг-бэнде уверенно участовали представительницы прекрасного пола. И ещё: оркестр здорово звучит — недавно мэр Таганрога купил оркестру полный комплект новых инструментов!"...

Николай Иоаннисян - преподаватель Таганрогского музыкального колледжа

..."Опыт, глубокое знание материала и атмосфера самоуглублённого спокойствия — такое ощущение осталось от краткого, но содержательного сольного выступления пианиста Николая Иоаннисяна — заслуженного артиста РФ, одного из старейшин нынешней ростовской джазовой сцены."...

..."Организаторы «Джаза по-ростовски», и прежде всего его продюсер Рафаиль Туишев (в буклете фестиваля названный его «автором-координатором»), делают большое дело. Это далеко не единственный джазовый фестиваль в Ростове: только за эту осень в столице Юга России прошло четыре джаз-фестиваля, и это хорошо и правильно — в городе с миллионным населением их примерно столько и должно быть, если город претендует на статус культурного центра своего региона. Но фестивали должны быть разными и показывать разное. «Джаз по-ростовски» выбрал формат представления региональной джазовой сцены, показа наличных достижений как работающих в городе музыкантов, так и тех, кто связан с городской сценой генетически, но работает в других местах. Это важный и нужный формат: если не поддерживать локальную джазовую сцену, не показывать её своей региональной аудитории, то артистам и публике негде будет встречаться и, следовательно, развитие региональной сцены прекратится.

Другое дело, что даже на девятом году фестиваля у него ещё есть куда расти и как развиваться. Важно и правильно, что руководство фестиваля пытается преодолевать исторически сложившуюся разобщённость между разными «кланами», а точнее — между последователями разных лидеров джазовой сцены региона. Таких лидеров в Ростове много, и само по себе это хорошо, так как предотвращает застой и чрезмерную концентрацию в одних руках экономических решений, которые неизбежно перерастают в творческие ограничения, стоит только оказаться всей полноте возможностей в руках одного человека. Но и бесконечное перетягивание каната, которым явно отдаёт нынешняя ситуация, тоже не радует стороннего наблюдателя. Что мы делим, коллеги? Точнее — кого? 10-12 тысяч слушателей — ядро потенциальной аудитории джаза в современном городе-миллионнике? А надо ли их делить?

Хотим мы или не хотим, но число людей, для которых джаз составляет единственное содержание их культурной жизни — невелико. Большинство людей, которые ходят на джазовые фестивали и концерты, слушают и другую музыку тоже. Перетягиваниями каната новых слушателей не привлечь, не отвлечь от других видов музыкального искусства, да это и не нужно. Пусть они продолжают ходить и на джаз, и на классику, и на фольклор, и на рок (кому надо), да и в кино с театрами пусть ходят сколько им хочется. Наше совместное дело — предложить им качественную музыку в исполнении талантливых и неравнодушных музыкантов, меньше предлагать засохшего, завядшего, замшелого и нежизнеспособного, и больше — яркого, современного по духу и сильного по воплощению. Думаю, что никто не против такой программы. Только выполнять эту программу нужно вместе. А мы, как общероссийское джазовое издание, поможем: поддержим, расскажем, проанонсируем и осветим!"

Первая публикация - журнал "Джаз.Ру":
http://journal.jazz.ru/2012/12/13/rostov-jazz-review2012/

Категория: | Просмотров: 2013 | Добавил: tagmuscol | Дата: 20.12.2012

Новости ТМК
[12.12.2024][Студентам]
День Конституции Российской Федерации
[10.12.2024][Студентам]
День прав человека
[09.12.2024][Разговоры о важном]
«День Героев Отечества»
[09.12.2024][Студентам]
День Героев Отечества
[05.12.2024][Студентам]
День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)
[05.12.2024][Студентам]
День добровольца (волонтера) в России
[04.12.2024][Конкурсы]
Победа в городском поэтическом конкурсе «Мир природы в литературе»
[03.12.2024][Студентам]
День Неизвестного солдата
[03.12.2024][Студентам]
Международный день инвалидов
[02.12.2024][Разговоры о важном]
«Миссия – милосердие" ко Дню волонтера
[02.12.2024][Студентам]
«Самое прекрасное - это жизнь»
[01.12.2024][Студентам]
О регистрации на ЕГЭ – 2025
[30.11.2024][Студентам]
День Государственного герба Российской Федерации
[25.11.2024][Разговоры о важном]
«С заботой к себе и окружающим»
[24.11.2024][Студентам]
День матери
[22.11.2024][Студентам]
Молодёжная программа «Профилактум»
[20.11.2024][Студентам]
20 ноября День начала Нюрнбергского процесса
[19.11.2024][Студентам]
Мероприятие «Неделя большой профилактики»
[19.11.2024][Разговоры о важном]
«Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия»
[18.11.2024][Концерты]
Сольный концерт Михаила Кузовлева
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Вернуться на главную страницу сайта ТМК

ГБПОУ РО "Таганрогский музыкальный колледж"© 1960 - 2024