11 октября в Самарском Академическом театре Оперы и Балета давали «Травиату». Премьера спектакля состоялась три года назад, но он особенно любим публикой благодаря бессмертной музыке Дж. Верди, великолепной режиссёрской работе Карло Антонио де Лючия, замечательным исполнителям и оркестру театра. Этот же вечер был по-особому праздничным, как бывает всегда, если Виолетту поет ведущая солистка театра, обладательница поистине волшебного голоса, обаяния, красоты и актерского мастерства, Лауреат Международных конкурсов Татьяна Гайворонская.
2015-й год для Татьяны юбилейный-10 лет она работает в Самарском Академическом театре Оперы и Балета. Это интервью она дала нам после спектакля,в котором ее Виолетта как всегда покорила публику, наградившую певицу долгими благодарными аплодисментами . Итак…
-Татьяна, расскажите пожалуйста, как же все начиналось? Когда любовь к музыке вошла в Вашу жизнь?
-С самого раннего детства. Я раньше научилась петь, чем говорить.
-Это наводит на мысль, что Вы родились в музыкальной семье. Правильно?
-Правильно. Мой отец музыкант, а еще он был директором Дворца Культуры, а мама дирижер-хоровик, она руководила казачьим хором, занималась собирательством традиций донского казачества. Наша семья была в центре музыкальной и культурной среды небольшого городка, это было естественной жизнью для маленького ребёнка. А потом началась карьера скрипачки.
Как это произошло?
-Когда моя старшая сестра Людмила пошла в 1 класс, родители решили отдать её в музыкальную школу в класс фортепиано, меня взяли с собой на вступительные экзамены, которые сестра сдала, папа решил блеснуть, как они с мамой готовили её в моём присутствии и шутки ради предложил прослушать и меня.Я всё выполнила, к удивлению комиссии, и решив, что у меня абсолютный слух меня зачислили в подготовительный класс скрипки. Скрипочка была маленькая, восьмушечка, но совершенно настоящая! А футляр стандартный, для половинки скрипки, и я, отправляясь на занятия, еще укладывала в него игрушки…Далее была музыкальная школа в г. Пролетарске и великолепный педагог Юрий Вагоршакович Арутюнов, потом музыкальное училище
-Вы поступили в него на струнное отделение в класс скрипки?
-Нет. К тому времени у меня уже была травма левой руки, пришлось выбрать альт. Моим педагогом стала сначала Марина Александровна Куфаева, а позже -Татьяна Сергеевна Сербина.
-В таком случае, как свершилось превращение альтистки в вокалистку?
— Тогда очень было распространено КВН - движение, я была в такой арт- группе, выступала на вечерах активно, пела, разумеется. На курсе у нас была сводная группа: струнники, духовики и дирижёры, а нашей классной (во всех отношениях) дамой была Наталья Александровна Шлотова. Вокалом в училище занимались ребята дирижёрско-хорового отделения, и я хотела перейти туда, но Наталья Александровна предложила со мной заниматься, если окажется, что я способна петь, с условием, что продолжу обучение на струнном отделении.
-Можно сказать,что Вам повезло с педагогом?
-Да, очень. Наталья Александровна очень чуткий и доброжелательный человек , мы были для нее как родные, те, кто занимался в её классе, она вкладывала в нас всю душу, вообще всегда такая со всеми студентами. Я и сейчас обсуждаю с ней своё творчество , навещаю, когда приезжаю в родные края. Она моя первая вокальная мама.
-А вторая?
-Это уже в Ростовской консерватории, куда я поступила по окончании училища, в класс доцента кафедры сольного пения Антоненко Натальи Октябревны. У неё великолепная школа:она начинала как пианистка, потом в училище теоретическое отделение, а в нашей консерватории училась у зав.кафедры профессора Александра Павловича Здановича, аспирантуру заканчивала в Москве-Академия Гнесиных, в классе Натальи Дмитриевны Шпиллер. Замечательная семья певцов, прекрасные голоса: она меццо -сопрано, её супруг баритон. Музыканты хорошего вкуса, досконально разбирающиеся в голосах, их тембральных качествах .Наталья Октябревна воспитывала в нас прежде всего требовательность к себе, помогала сделать свои открытия в индивидуальных особенностях каждого ученика. За семейным ужином мы смотрели массу всяких спектаклей, обсуждали подробности школ. Это время стало концентратом, своеобразной ДНК меня, для всей моей дальнейшей профессиональной деятельности.
-Татьяна, но, вот годы учебы остались позади, и…Ваш первый театр?
-Волгоградский музыкальный театр. За три года он мне дал максимум репертуара -успевай только учить!
-В какой партии Вы дебютировали?
-Сначала в «Свадьбе Фигаро»-Розина и затем Амелия в «Бал-маскараде» с дирижёрами А.Смирновым, В. Венедиктовым. А еще, на втором году работы в Волгограде началось мое сотрудничество с оркестром филармонии, что дало мне громадный опыт контатно- ораториального и симфонического жанров.До этого я только играла в оркестре, а теперь -пела с ним.
-В Волгограде работали многие известные талантливые дирижеры. С кем довелось сотрудничать Вам?
- Прежде всего, главный дирижёр филармонического оркестра, Эдуард Афанасьевич Серов, с ним много новой для меня и прекрасной музыки было исполнено затем симфонию Малера исполняла с Аркадием Штейнпухтом из С-Петербурга. Так же довелось поработать с Михаилом Аркадьевым и Юрием Ильиновым.
-Татьяна, Вы великолепны в опере-Тоска, Виолетта, Батрфляй, Амелия, Иоланта,Татьяна, Ярославна-в этих партиях Вы блистаете на сцене Самарской оперы. Но, Вы столь же органичны в опереттах, а это для оперных артистов часто камень преткновения, скажем так. Поскольку надо не только петь ,но и говорить и танцевать, делая это так, что бы зритель поверил. Вам веришь безусловно. Опыт работы в опереттах, которые составляли не самую малую часть репертуара Волгоградского театра Вам помогает?
-Конечно! Меня начали обучать оперетте, как только я пришла в театр. Я занималась и речью,и ролями с Зинаидой Силкиной и Эмилией Ковальчик, они учили меня быть героиней оперетты, обаятельной прекрасной дамой с красивыми манерами, отточенной пластикой.
-А как в Вашу творческую биографии вошел Самарский Академический театр Оперы и Балета?
— В Самару попала не сразу. Первым был Андрей Антонов, мы с ним встретились у Эдуарда Серова на реквиеме Дворжака, и 9-ой симфонии Бетховена. Он меня услышал, и сказал: «Что ты тут делаешь с таким голосом? Тебе надо в оперу, давай пробуй к нам!» И я стала пробовать, после 2-х лет работы в Волгограде .Приехала, спела прослушивание, понравилась, мне предложили спеть спектакль «Весёлая вдова «, на который я не смогла приехать: у нас в Волгограде тогда уволились две сопрано и на меня свалилось два подарка судьбы, спектакли — «Любовный напиток» и «Травиата» .Кроме меня некому было спеть. Затем второй заход: Виктор Иванович Вихров, лучший друг моего отца,- познакомил меня с Виктором Михайловичем Черноморцевым, и он меня сюда рекомендовал. Я второй раз приехала на прослушивание, спела Татьяну и Амелию, и меня взяли.
-Ощутили разницу между оперным и музыкальным театром?
-Это совсем иная аура,высочайший уровень культуры.
-Татьяна, Вы пришли в театр, когда в репертуаре еще активно были корифеи самарской сцены. В одном из интервью Вы назвали это поколение артистов «платиновым»…
-Мне повезло. Примером для меня стали Надежда Ильвес, Татьяна Протопопова, Анатолий Пономаренко, Александр Сибирцев, Валерий Бондарев.
-Расскажите о первых впечатлениях, пожалуйста!
-Одной из первых работ в Самарском театре была Иоланта. Я пела ее с Александром Сергеевичем Сибирцевым и Анатолием Яковлевичем Пономаренко. С ними я чувствовала себя как…с «Отче наш»-чудесные партнеры. С А.С. Сибирцевым мы пели и в «Бале Маскараде», а с Валерием Григорьевичем Бондаревым и сейчас с радостью выхожу на сцену в «Сильве» и «Летучей мыши».
-Татьяна, но сейчас Вы сами прима театра и пример для молодых начинающих артистов.
-Сейчас я стараюсь им помогать, поддерживать, как в свое время мастера поддерживали меня. Это хорошая традиция нашего театра.
-Все, кто имеет счастье Вас слушать и видеть на сцене не могут не отметить не только красоту и безграничность Вашего неповторимо прекрасного сопрано, но и Ваше актерское мастерство. В связи с этим вопрос: насколько важна актерская составляющая для оперного певца при работе над партией?
— Вот тут мой ответ многим может не понравиться, но это будет справедливо, я считаю. Мой педагог много «мучилась» со мной чтобы «эмоция вкладывалась в звук», это обязательная составляющая голоса, тогда его можно слушать не глядя, и отчетливо представлять, что актёрски происходит на сцене.На 4-м курсе к нам в оперный класс пришёл молодой режиссёр Владислав Капп, тот, что после поставил в Самаре «Евгения Онегина» И, не смотря на то, что у нас уже прошли уроки актерского мастерства, он начал с нами работать заново. Результат был потрясающим! Все, кто этот год провели с ним, навсегда стали настоящими артистами, и это факт!! Он всех открыл для сцены, и для самих себя, у меня это вылилось в то, что эмоция встроилась в голос, и сделала его ещё более богатым тембрально, естественным, искренним и свободным в своих проявлениях. То, чего добивалась от меня Антоненко, то, что называется «школой» всей плеяды педагогов, ветви нашего вокального генеалогического дерева, частью которого теперь являюсь и я. Так что- вокал +эмоция+актерское мастерство. В спектакле надо быть и певцом и актером.
-Это как раз Вы,Татьяна! И в заключение:что дали Вам эти 10 лет в Самарском Академическом театре Оперы и Балета?
— Эта сцена дала мне очень много в плане профессионализма, а так же возможность петь с лучшими артистами России и зарубежья, работать с дирижёром, и режиссеров высокого уровня мастерства. Я люблю этот театр, люблю самарскую публику, я рада служить в нём и всегда с радостью выхожу на его сцену.Пользуясь случаем, хочу поздравить наш театр с Юбилеем и пожелать ему неиссякаемых творческих сил, большой удачи, признания с выходом на новый статусный уровень, и конечно зрительской любви!
-А мы всегда рады Вас на ней видеть и слышать! Новых Вам спектаклей, благодарной публики, вдохновения и успехов!
-Большое спасибо!
Ирина Каракозова.
Фото из личного архива Татьяны Гайворонской.
На фото:
Виолетта. Д.Верди.»Травиата»
Ярославна. А.Бородин.»Князь Игорь»
Розалинда. И.Штраус.»Летучая Мышь»
Флория Тоска. Д.Пуччини «Тоска».
Материал взят с сайта МИРЫ ОРФЕЯ |