Гении композиторской школы Санкт-Петербурга. XX век: Прокофьев, Шостакович.
Вдогонку прошедшему концерту 28.03.2017 (вторник), посвященному творчеству Прокофьева и Шостаковича.
Начало в 12-10, время классного часа
Место проведения –БКЗ.
Гении петербургской композиторской школы первой половины ХХ века –Стравинский, Прокофьев, Шостакович –принадлежат к числу часто исполняемых композиторов, не перестают быть объектом исследовательского внимания, побуждают к новым и новым дискуссиям. В наше время, когда с каждым годом все острее становится вопрос о преемственности композиторских школ в непрерывно меняющемся музыкальном мире, ясно, что отечественные молодые композиторы, как бы потом ни сложилась их творческая дорога, неизменно проходят через тесное общение с великими новаторами прошедшего века.
Символично, что в нынешнем, 2017 году, объявленном годом Стравинского, прошел наш концерт из произведений Прокофьева и Шостаковича. Концерт объединил музыку двух композиторов, во многом различных между собой в музыкальных пристрастиях. Например, для Прокофьева балеты стали альфой и омегой творчества, для Шостаковича –поводом создать искрометный музыкально-танцевальный дивертисмент. Симфонии для Шостаковича –это крик души, для Прокофьева во многом –дань мастерству гениев прошлых эпох и возможность воплотить свои мелодические идеи. Шостакович иной раз играл в четыре руки с великим Львом Обориным знаменитые одесские песни -Прокофьев не признавал кафе-шантанной музыки ...хотя отчасти «образы врага» из «Александра Невского» все же имеют еле заметный оттенок кабаретнойтанцевальности.
Да и в увлечениях, не связанных напрямую с музыкой, композиторы были различны. Прокофьев наслаждался шахматной игрой, Шостакович- футболом.
Но сроднила их не только петербургская школа, но и Время: ХХ век –«волкодав», по слову Мандельштама, бросавшийся со всей жестокостью вовсе не на волков. Прокофьев и Шостакович смогли отразить свое время –отразить во всех смыслах,
включая и зеркальное отражение, и отражение атаки –каждый по-своему: Прокофьев – ярким светом своих созвучий, горящих ровным пламенем несмотря ни на что; Шостакович – мощью мысли, способной победить насилие, страдание и даже смерть.
Скажу без ложной скромности: это лучший концерт, который мне когда-либо доводилось вести. В нем участвовали превосходные музыкантры: преподаватели, студенты. Иначе и быть не могло: сама музыка, экзистенциалистски сложная, наполненная звуками времени ее создания, просто не позволила бы исполнить ее иначе, как выше всех похвал.
Концерт открылся первой частью Сонаты для виолончели и фортепиано.. Прокофьева. Ее исполнил камерный ансамбль : Марина Алексеевна Лучанинова (фортепиано) и Александр Леонтьевич Третьяков (виолончель)
Первая часть. Второй сонаты для фортепиано Шостаковича, полной трагических «военных» нот , прозвучала в исполнении СветланыСергеевны Тарасовой. Студент четвертого курса Андрей Жуков , ученик Светланы Сершеевны. исполнил один из лучших минициклов ор. 87 Шостаковича: «петербургскую» прелюдию и фугу соль минор. Самым веселым произведением концерта стал романс «Пробуждение весны» из цикла «Сатиры» на стихи Саши Черного. Персонаж романса –орущий от мартовской радости котяра- на какое-то мгновение возвысился над философскими безднами шостаковического музыкального потока.
Исполнила «Пробуждение весны» замечательная Вера Николаевна Терехова (вокал). Ей аккомпанировала студентка четвертого курса фортепианного отделения Ксения Сторожева. Романс был пройден в классе преподавателя Ольги Владимировны Букша.
Вторая часть концерта была посвящена исключительно музыке Прокофьева, «ребенка богов», по выражению константина Бальмонта, посвятившего композитору немало вдохновенных строк.
Шестую часть кантаты «Александр Невский»- «Мертвое поле» -исполнила студентка четвертого курса вокального отделения Дарья Баруздина, обучающаяся в классе преподавателя Кристины Юрьевны Новак. Концертмейстер Ольга Валентиновна Шаповалова.
Романс «Настоящая нежность» из цикла на стихи Анны Ахматовой прозвучал в исполнении Веститы Кричагиной, студентки Веры Николаевны Тереховой. Концертмейстер номера - Лидия Николаевна Калачева.
Блистательное « Наваждение» исполнила студентка третьего курса фортепианного отделения Екатерина Руденко, класс преподавателя Светланы Сергеевны Тарасовой.
Финалом концерта стала первая часть Шестой фортепианной сонаты Прокофьева. Ее показала слушателям студентка 3-го курса Ростовской консерватории Валентина Шаповалова, наша выпускница, дочь Ольги Валентиновны Шаповаловой. Сейчас Валентина Шаповалова обучается в классе преподавателя консерватории Софьи Мироновны Бугаян.
С.В.Надлер, кандидат искусствоведения,
преподаватель ПЦК "Теория музыки "
ГБПОУ РО"Таганрогский музыкальный колледж"
Таганрог 2017
|
Таганрогский музыкальный колледж
График проведения творческих мероприятий на 2017 год.
...
Читать дальше »
|
Отчёт о музыкально-литературной гостиной,
посвященной творчеству Н.А. Некрасова.
«Важно только одно – любить народ,
родину, служить им сердцем и душой».
Н. А. Некрасов
В 2016 году исполняется 195 лет со дня рождения Н. А. Некрасова, классика русской литературы. В рамках знаменательной даты великого русского поэта 8 декабря в ГБПОУ РО «ТМК» состоялась литературная гостиная «Я лиру посвятил народу своему». Учащиеся музыкального колледжа узнали много нового и интересного о жизни великого поэта. Мысли Некрасова о России, о судьбах народа, о духовной силе и чистоте русской души были раскрыты в яркой презентации и живом слове, стихах великого поэта, которые учащиеся читали. На мероприятии прозвучали стихи из поэмы «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», а также стихотворение «Не гулял с кистинём я в дремучем лесу…». Учащиеся Сорокина Мария, Царёв Александр, Матвиенко Юрий очень артистично и выразительно прочитали произведения Н.А. Некрасова, чем заслужили одобрительные аплодисменты зрителей. Балладу «Еду ли ночью по улице тёмной…» читала Комарова Дарья. Это произведение было исполнено под фортепианное сопровождение Жукова А. Дуэт получился ярким, эмоционально насыщенным. Сочетание слова и музыки дало возможность учащимся со всей полнотой передать тот трагизм и безысходность человеческой судьбы, о которой говорит поэт.
Участники, зрители и гости мероприятия сумели почувствовать и понять главную тему творчества Н.А. Некрасова. Это тема народа-страдальца. О чём бы ни писал поэт, почти всегда он возвращается к теме страданий русского крестьянина, тяжкой судьбе русской женщины. Поэт мучительно размышляет о том, предопределено ли русскому народу всегда быть покорным, тёмным и бесправным или же тот всё же воспрянет и перестанет мириться со своей тяжёлой долей.
В исполнении Жукова Андрея прозвучал «Этюд-картина ля - минор» С.В. Рахманинова. Композитор С.В. Рахманинов так же, как и поэт Н.А. Некрасов сумел в своём творчестве передать состояние души русского человека.
В роли ведущих отлично выступили Локян Диана, Локян Наринэ, Комарова Дарья. Архипенко Владислав – прекрасно справился с работой звукорежиссёра. Разработчик сценария – преподаватель русского языка и литературы Белоус Д.В.
В ходе мероприятия функционировала книжная выставка, на которой были представлены поэтические сборники Н.А. Некрасова. Была оформлена литературная стенгазета студентками II курса ПЦК «Фортепиано» (Диана Локян), ПЦК «Вокальное искусство» (Локян Наринэ).
Участие принимали студенты I, II, III, IV курсов:
1. Сорокина Мария, 1 курс ПЦК «Вокальное искусство».
2. Локян Диана, 2 курс ПЦК «Фортепиано».
3. Локян Наринэ, 2 курс ПЦК «Вокальное искусство».
4. Комарова Дарья, 2 курс ПЦК «Хоровое дирижирование».
5. Царев Александр, 3 курс ПЦК «Инструменты народного оркестра».
6. Архипенко Владислав, 4 курс ПЦК «Инструменты народного оркестра».
7. Жуков Андрей, 4 курс ПЦК «Фортепиано».
8. Матвиенко Юрий, 4 курс ПЦК «Инструменты эстрадного оркестра».
Главная тема творчества Некрасова Н.А. – «Певец народной доли». «Я лиру посвятил народу своему»,- сказал о себе Некрасов. Его творчество обращено к русскому народу и отражало его проблемы. Никто из русских писателей не создал столько произведений о простых людях, как Н.А. Некрасов. Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» - произведения, по которым можно изучать жизнь и быт крестьянства, народный язык, обычаи и верования.
Хочется думать, что музыкально-литературные гостиные, которые проводятся в нашем колледже, играют значительную роль в воспитании гармоничной, высокообразованной современной личности.
|
ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ЧТЕЦОВ
«СОЛДАТАМИ СПАСЕННАЯ ВЕСНА».
13.05.2016 г. в ЦГПБ им. Чехова г.Таганрога состоялся фестиваль чтецов «Солдатами спасенная весна». Проведение Фестиваля приурочено к 71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие проводилось в целях: формирования чувства патриотизма, популяризация культуры чтения, выявления талантливых и творческих учащихся. Участниками фестиваля стали студенты учреждений среднего специального и начального профессионального образования г.Таганрога. На фестивале выступил Шенгелия Ника, студент 3 курса ГБПОУ РО «Таганрогский музыкальный колледж» ПЦК «Фортепиано».
Ника прекрасно прочитал стихотворение А.Т. Твардовского «Баллада о товарище».
О святой дружбе, что бывает на войне, о суровой правде времени, о вере в победу советского народа.
Преподаватель – Белоус Д.В.
|
05. 04. 2016 г. в ГБПОУ РО «ТМК» состоялась литературно – музыкальная гостиная «Романтические рассказы М. Горького», посвященная 148-летию со дня рождения А. М. Горького.
Разработчик сценария – Д.В. Белоус, преподаватель русского языка и литературы. Цель мероприятия: дать представление о художественном мире писателя, охарактеризовать основные принципы романтических произведений, проанализировать тематику и проблематику романтических произведений А.М. Горького.
Ведущими мероприятия были Дарья Комарова и Евгений Грачев, студенты I курса ПЦК «Хоровое дирижирование». В роли звукорежиссера – Дмитрий Крынин, студент IV курса ПЦК «Хоровое дирижирование». Презентацию о жизненном и творческом пути писателя подготовили Диана Локян, студентка I курса ПЦК «Фортепиано», Наринэ Локян, студентка I курса ПЦК «Вокальное искусство». Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» артистично прочитал Арсений Климов, студент IV курса ПЦК «Сольное и хоровое народное пение».
Литературную гостиную сопровождала музыка великих русских композиторов, современников писателя, сумевших в своей музыке также отразить своеобразие времени: А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов.
До слушателей гостиной была доведена мысль о том, что целью своего творчества Горький считал идею пробуждения в человеке чувства гордости за самого себя. В своих произведениях автор говорил людям, что человек в жизни — самое лучшее, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания. Писатель понимал, что в реальной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического…».
Действительно, в ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них описывается романтическая ситуация противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим его миром, а также проблема человека как личности вообще. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко — свет.
Горький использует элементы фольклора. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.
На данном мероприятии был представлен эпизод из кф. «Табор уходит в небо» (художественный фильм молдавского кинорежиссёра Эмиля Лотяну, 1976 ). Музыкальная драма снята по мотивам ранних романтических рассказов Максима Горького. В картине красочно показан быт, культура и творчество цыган Бессарабии XIX века. В основу сценария фильма лег рассказ Горького «Макар Чудра», написанный в 1892 году в Тифлисе. Это произведение было первым опубликованным творением автора.
Были представлены эпизоды из «Песни о Буревестнике» и «Песни о Соколе». Эти произведения проникнуты пафосом борьбы, самопожертвования, стремления к счастью. Рассказ об этих произведениях сопровождался музыкой А.Н. Скрябина, С.В.Рахманинова. Музыка сделала чтение эпизодов из литературного наследия А.М. Горького более ярким, эмоциональным, соответствовала романтической теме.
Рассказ о Данко («Старуха Изергиль») сопровождался презентацией, в которой были показаны иллюстрации различных художников к этому произведению.
Изречение А.М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигам…» стало заключительной точкой данного мероприятия.
Хочется думать, что музыкально-литературные гостиные, которые проводятся в нашем колледже, играют значительную роль в воспитании гармоничной, высокообразованной современной личности.
Преподаватель – Д.В. Белоус.
|
ТАГАНРОГСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
График проведения творческих мероприятий на 2015-2016 учебный год.
...
Читать дальше »
|
10. 12. 2015 г. в ГБОУ СПО РО «ТМК» в рамках Года литературы состоялось традиционное заседание литературно – музыкальной гостиной «Строки, опаленные войной…», посвященное творчеству К.М. Симонова.
С начала Великой Отечественной войны прошло более семидесяти лет. События тех далеких дней все дальше уходят от нас во времени, но память о них не исчезнет. С каждым годом участников этих событий становится всё меньше, но воспоминания о войне уже стали бессмертными благодаря поэтам и писателям, которые сами были участниками военных действий и запечатлели историю тех далеких дней в своих произведениях. Один из них – Константин Михайлович Симонов. В 2015 году этому писателю, поэту, киносценаристу и общественному деятелю государственного масштаба исполнилось бы 100 лет. Всю свою жизнь писал он о войне... К.М. Симонов один из тех, кто в трудные годы Великой Отечественной войны проникал в души народа, даровал веру в лучшее будущее, становился в это мятежное время искрой надежды, несущей человечность…
Разработчик сценария – Д.В. Белоус, преподаватель русского языка и литературы. В роли звукорежиссера – Дмитрий Крынин, студент IV курса ПЦК «Хоровое дирижирование». Ведущими мероприятия были Василенко Вероника и Морозенко Юлия, студентки II курса ПЦК «Фортепиано». В ходе мероприятия учащиеся познакомились с биографией К.М. Симонова в сопровождении с показом презентации, видеофильмов и чтением стихов, ведь каждая его строка, это небольшая зарисовка из жизни.
Ведущие зачитывали отрывки с фронтовых дневников писателя, ставших основой для многих его произведений. Участники мероприятия прекрасно читали наизусть стихи поэта. Литературную композицию по произведениям Константина Симонова исполнил Климов Арсений, студент IV курса ПЦК «Сольное и хоровое народное пение», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Горят города по пути этих полчищ». Пак Любовь, студентка II курса ПЦК «Инструменты народного оркестра», читала «Майор привез мальчишку на лафете». Стихотворение «Памяти Евгения Петрова» читала Анна Харитонова, студентка II курса ПЦК «Фортепиано». Комарова Дарья, студентка I курса ПЦК «Хоровое дирижирование», читала «Когда на выжженном плато». Ближе познакомиться с творчеством автора помог стенд, на котором были представлены книги К.М. Симонова, рассказывающие о нем как о военном корреспонденте, вынесшем с поля боя слова – краткие, как выстрелы, и точные, как сама правда. Был представлен отрывок из кф. «Шел солдат» (1975 г., голос и текст К.М.Симонов), «Живые и мертвые» (1964 г., режиссёр Александр Столпер). На мероприятии прозвучала военно – патриотическая музыка, которая очень хорошо была подобрана и точно отражала чувства и настроение происходящего.
Благодаря творчеству Константина Симонова в истории нашей Родины навечно осталась невыдуманная биография целого поколения солдат и летописцев Великой Войны и Великой Победы.
Литературные гостиные в нашем колледже будут продолжаться. Приглашаем участников и зрителей!
Преподаватель – Д.В. Белоус.
|
|