25 февраля 2020 года в большом концертном зале таганрогского музыкального колледжа была представлена тематическая лекция-концерт «Искусство эпохи Барокко».
Эпоха Барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. XVII – XVIII века стали временем неустанных творческих исканий, порой настоящих непредсказуемых открытий. В начале XVII века английский поэт Джон Донн писал:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
2020 год знаменателен рядом ярких юбилейных дат в мире музыки Барокко: 340 лет со дня рождения Антонио Вивальди; 335 лет со дня рождения – Доменико Скарлатти, Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя; 310 лет со дня рождения Джованни Баттиста Перголези.
Эпоха интересна своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности – эпоха барокко необычайно близка по духу.
Этот «странный» век заставил человека задуматься о жизни и смерти, о возвышенном и ничтожном, о божественном и человеческом, сделав каждого художника еще и философом.
В исполнении студентов специальности «Теория музыки» в концерте прозвучали стихи поэтов XVII – XVIII веков, раскрывающие особенности мироощущения человека того времени, философских размышлений – Что есть человек?
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
В музыкальном искусстве XVII век начинается с решительного перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. Музыка звучала повсюду: в церкви, в аристократических залах, на улицах, площадях, в домах горожан, в кофейнях, на пленэре. Играть на инструментах, читать ноты в той или иной мере умели тогда все. Скрипки, виолончели, клавесин были едва ли не в каждом доме.
Студентами и преподавателями музыкального колледжа были исполнены произведения Алессандро Скарлатти, Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Перголези и других композиторов XVII – XVIII веков.
Выступления участников концерта сопровождал видеоряд. На экране предстали произведения выдающихся мастеров эпохи – памятники архитектуры, скульптуры, живописные полотна.
Лекция–концерт – это именно та форма, которая позволяет не только насладиться прекрасной музыкой, но и расширить эрудицию, лишний раз задуматься над теми вопросами, которые волнуют нас и сегодня.
Ороева Ж.П. |