В энциклопедии «Музыка в истории и современности» (www.mgg-online.com) дается следующее обозначение термина «партименто»: это специфическое понимание «тональности», причем, базируемое на «правилах октавы», итальянское понимание партименто в то же время является противоположной моделью в отношении модели Рамо, основанной на терцовом строении, перемещении аккордов на основе basse fondamentale (генералбас).
Что такое партименто?
В итальянской теории музыки 17 и 18 веков этот термин обозначает не цифрованный бас. Партименто и партитура схожи этимологически, так как оба происходят от итальянского «partire» (разделить).
Со временем термин партименто так и остался обозначением басового голоса. Особенностью термина партименто является так называемая hand on play (“игра с рук”) голосов генерелбаса и на этом основанная музыкально-теоретическая дидактика. Учащиеся при помощи репертуара из каденций, правила октавы и различных моделей развития музыкального материала учатся играть партименто как связанные импровизации. Партименто – это не только упрощённый вариант существующих полифонических произведений, а самостоятельные музыкальные формы, в которых границы между композицией и импровизацией, произведением и исполнением размываются.
В 18 веке партименто-игра развивается как педагогический принцип итальянской теории музыки и распространяется далеко за пределы Италии.
В 1872 году в Санкт-Петербурге, предположительно очень маленьким тиражом, были изданы партименто Джованни Паизелло (Giovanni Paisiello). Другие образцы сохранились в British Library и архивах неаполитанских консерваторий.
Многие педагоги партименто писали для учеников сборники, при помощи которых модели можно было натренировать. Так же «конртапункт» можно было изучать при помощи партименто.
В 19 веке партименто теряет в значимости. Исключением является парижская консерватория, в которой вплоть до 20 века преподавали по методике партименто.
Цель образования по методике партименто – это игра по не цифрованному басу. Поэтому обозначения под мануалом даны не полностью. Цифры даны там, где необходимо особое внимание обратить на мелодическую линию или особое соединение созвучий, контрапункт или расположение голосов. Обозначения стоит понимать не в духе абстрагированного от положения голосов и расположения аккорда аккордового символа, а в смысле проведения верхнего голоса.
скачать учебник (формат pdf - 11,74 Mb)
Источник: |